Кемаль Кылычдароглу (слева) и Реджеп Тайип Эрдоган www.globallookpress.com
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 26 апреля отменил все публичные мероприятия, поскольку решил по совету врачей провести этот день дома. Накануне ему стало плохо во время прямого эфира. Недомогание появилось как нельзя некстати — до президентских выборов в Турции осталось чуть больше двух недель. Последние опросы между тем показывают, что главный соперник Эрдогана обходит его на 7%.
Что случилось с Эрдоганом?
«Я благодарю всех, кто пожелал мне выздоровления в связи с легким недомоганием, произошедшим в эфире. По совету врачей сегодня я буду отдыхать и останусь дома», — заявил Эрдоган на следующий день после недомогания, случившегося у него в прямом эфире.
Турецкий лидер давал интервью для Ulke TV, когда ему внезапно стало плохо. Камеру с Эрдогана немедленно перевели на журналиста. Президент прервал интервью со словами «о, боже» и попросил перерыв на рекламу. Через несколько минут он вернулся, попросив у зрителей прощения.
«Мы много работаем. У меня серьезная простуда. Мы подумали, что если мы отменим программу, то неправильно могут понять... Я прошу у зрителей понимания», — объяснил турецкий лидер.
Теперь по совету врачей Эрдоган проведет среду дома. Вместо него в три города в рамках предвыборной кампании поедет вице-президент Октай.
Почему у Эрдогана проблемы на выборах?
Недомогание с Эрдоганом случилось в очень неподходящее время. В Турции продолжается президентская гонка. Выборы состоятся уже 14 мая, до них осталось менее трех недель. Опросы в лучшем случае показывают равенство между Эрдоганом и его главным противником Кемалем Кылычдароглу, а в худшем — демонстрируют превосходство последнего. Так, согласно опросу ORC от 19-22 апреля Эрдоган проигрывает оппоненту уже 7%. Кылычдароглу не хватает всего 1% для победы в первом туре (для этого надо набрать больше 50% голосов). За Эрдогана же готовы проголосовать всего 42%.
Землетрясение может пошатнуть Эрдогана. Кого обвиняют в мощных разрушениях? Подробнее
Когда предвыборная гонка только начиналась, и Кылычдароглу объявил о выдвижении, казалось, что это сильно повышает шансы Эрдогана на победу, отметил в разговоре с aif.ru турецкий политолог Керим Хас. «74-летний Кемаль Кылычдароглу, который возглавляет старейшую в стране Республиканскую народную партию, основанную первым президентом республики Ататюрком, — это давний политический оппонент Эрдогана, которому он постоянно проигрывал. Популярность он постепенно растерял, политический вес его падал. И никто не ожидал, что он сможет составить достойную конкуренцию Эрдогану. Наоборот, считалось, что это очень удобный соперник», — говорит Хас.
Более вероятным противником на выборах от оппозиции считали мэра турецкой столицы Экрема Имамоглу. Но против того возбудили уголовное дело за оскорбление чиновников, которое закончилось для политика обвинительным приговором и запретом заниматься политической деятельностью. В результате оппозиции пришлось объединяться вокруг Кылычдароглу, причем полного объединения вокруг этого кандидата так и не произошло. На этом фоне шансы оппозиции на победу, казалось бы, существенно снизились.
Однако затем в феврале этого года в Турции произошло землетрясение. В результате удара стихии погибло более 50 тыс. человек. На правительство посыпались обвинения в том, что оно закрывает глаза на коррупцию в строительной сфере и несоблюдение жестких протоколов безопасности, введенных после другого разрушительного землетрясения 1999 года. Кылычдароглу обрушился с критикой на Эрдогана, за растрату миллиардов лир с «налога на землетрясение», который власти начали собирать в 1999 году. Предполагалось, что полученные от налога деньги будут пущены на предотвращение стихийных бедствий и развитие турецкого МЧС. Кылычдароглу заявил, что эти средства власти попросту украли.
Оппозиция обвинила турецкое правительство в спорной амнистии за незаконное строительство, правящую партию — в тесных коррупционных связях со строительными компаниями. Наконец, критикуют власти и за назначение главой турецкого МЧС (в Турции эти функции выполняет Департамент по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (AFAD) МВД) Исмаила Палакоглу. Оказалось, что он выпускник теологического факультета Университета Анкары, имеет степень магистра суфизма, был и остается советником Эрдогана по делам религии и в 2018 году был назначен на нынешнюю должность. Иными словами, турецкое МЧС возглавляет богослов.
Особенно болезненным для Эрдогана стало то, что землетрясение произошло в тех районах, где его поддержка была традиционно высокой. Из-за этого уверенность в турецком лидере поколебалась.
Эрдоган в опасности. Как землетрясение в Турции может повлиять на выборы? Подробнее
«Разборки после землетрясения сильно подорвали позиции Эрдогана. Сразу вспомнили и другие проблемы Турции, например, катастрофическое падение курса лиры — более чем наполовину в 2022 году по сравнению с 2021 годом, что привело к росту цен на все, от продуктов до электроэнергии и услуг, и подстегнуло инфляцию потребительских цен до 80% — это один из самых высоких уровней в мире», — отмечает Керим Хас.
Сможет ли Эрдоган переизбраться?
Сейчас ситуация такова, что Эрдоган может даже не попасть во второй тур. Если его соперник наберет больше 50% голосов, он будет сразу объявлен победителем. Хотя это маловероятный сценарий, считает эксперт.
Более вероятно, что Эрдоган и Кылычдароглу вместе пройдут во второй тур, где в очном противостоянии все и решится. Если так, то у Эрдогана есть еще чуть больше месяца до второго тура, чтобы вернуть доверие избирателей. «Прогнозировать победу кого-либо очень трудно, потому что кандидаты идут ноздря в ноздрю. Многое могут решить какие-то текущие события и реакция политиков на них», — отмечает Керим Хас.
Если же Кылычдароглу все же станет президентом, то уверяет, что ждать серьезных изменений в отношениях с Россией не стоит.
«Россия — это наш важный сосед и, когда того требуют обстоятельства, партнер по сотрудничеству в регионе. Конечно, у нас могут быть определенные расхождения во взглядах, хотя мы и действуем сообща в деле обеспечения регионального мира и стабильности. Я не думаю, что есть какие-либо причины для изменения наших отношений, которые построены на взаимном уважении. И считаю, что они будут еще больше укрепляться», — заявил он.
Источник: aif.ru